Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

В здании дошкольного образовательного учреждения находятся 12 групп. Каждая возрастная группа имеет свой прогулочный участок, оборудованный необходимыми игровыми постройками, теневым навесом (верандой), а также имеется физкультурная площадка. Территорию детского сада украшают клумбы, цветники, мини-огороды, малые архитектурные формы. Территория, прилегающая к ДОУ, используется как автогородок, стадион и площадка для эстафет, т.к. имеется специальная разметка.

Для организации образовательного процесса, присмотра и ухода, а также всех видов детской деятельности созданы необходимые условия: пищеблок, медицинский кабинет, логопедический кабинет, музыкальный зал, спортивный зал, методический кабинет, групповые помещения, спортплощадка.

В наличии макеты и модели, игрушки и игровые предметы, тренажеры, мягкие модули и разнообразные конструкторы, мобильное, многофункциональное оборудование. Предметно-развивающая среда создана в соответствии требованиям ФГОС дошкольного образования.

Особое внимание при создании развивающей среды уделяется эстетическому оформлению.

МБДОУ «Детский сад «Винни-Пух» реализует образовательную программу дошкольного образования — учебные кабинеты отсутствуют.

В учреждении 12 групповых ячеек  (групповая комната, раздевалка, туалет, буфетная, спальная комната). Это основные помещения для пребывания воспитанников в детском саду, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Групповые комнаты оснащены детской мебелью, комплектами игровых модулей, пособиями для полноценного развития детей с учетом их возрастных особенностей и интересов. Оборудование групповых помещений соответствует росту и возрасту детей. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанников. 

Организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня,  а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с ООП ДО.

Для прогулок детям  предоставляются зоны игровой территории, оборудованные теневыми навесами , песочницами, малыми формами в соответствии с возрастом.

Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: учитель–логопед, педагог-психолог, музыкальные руководители,  инструктор по физической культуре. В детском саду функционирует психолого-медико-педагогический консилиум.      

В детском саду имеются современные специально оборудованные развивающие студии, доступные для всех воспитанников:

  1. Студия знакомства с английским языком «Белый кролик» (оснащена интерактивным столом, планшетами и моноблоками)
  2. Студия речевого развития «Весёлая азбука» (оснащена интерактивным логопедическим комплексом «Космодром»)
  3. Географическая студия «Вокруг света» (оснащена интерактивной доской, проектором, ноутбуком, телескопами, интерактивным глобусом, большой картой мира и современным дидактическим пособием «По странам и континентам»)
  4. Студия изобразительного творчества «Калейдоскоп» (оснащена планшетами для рисования светом, настенными модулями-раскрасками, всем необходимым оборудованием для рисования, лепки, аппликации. Здесь же оборудована современная детская студия мультипликации.
  5. Студия интеллектуального развития «Гармония» (оснащена интерактивным столом, специальным набором для психолога «Мишутка»)

Для психологической разгрузки детей, в том числе детей-инвалидов и детей ОВЗ, в детском саду оборудованы сенсорная комната и комната смеха.  

Музыкальный зал оснащён новейшими современными техническими средствами: синтезатором, акустической системой, микрофонами, проектором, ноутбуком. В зале установлено фортепиано, имеются другие музыкальные инструменты для развития музыкального слуха и чувства ритма: дудочки, ложки, металлофоны и др.)

Все базисные компоненты развивающей среды детства включают оптимальные условия для полноценного физического, познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития детей.

Материальная база периодически преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет педагогам организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого ребенка.

Практические занятия  проводятся студийных помещениях и группах.

В группах детского сада организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей.

Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом, техническими средствами обучения.

Предметно — пространственная организация групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются полифункциональные игрушки, неоформленный материал («заместители»), мягкие модули, используется мягкая мебель и т.д. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.

 Объекты ДОУ для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены средствами обучения и воспитания:

· игровым и учебным оборудованием (игры, игрушки, учебные пособия),

· спортивным оборудованием и инвентарем (детские тренажеры, мячи, гимнастические маты и др.физкультурное оборудование),

· музыкальными инструментами (металлофоны, треугольники, трещетки, колокольчики и др.),

· учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, картинки),

· компьютерным оборудованием, (интерактивные доски, интерактивный стол, ноутбук),

· аппаратно-программные и аудиовизуальные средства (цифровые образовательные ресурсы, записанные на диски, флэш-карты),

· печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии,  и др.).

Игровой материал для возрастных групп подбирается с учетом поэтапного добавления игрового материала для нового типа игры и усложнения игрового материала для уже освоенного типа.

Для достижения полноты и качества использования, научных и практических знаний в образовательной деятельности дошкольного учреждения создана эффективная система информационного обеспечения. Имеющиеся в детском саду компьютеры, принтеры,  телевизоры, интерактивные доски,  являются мощными техническими средствами обучения, средствами коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников. Для управления образовательным процессом и расширения возможности информирования социума в дошкольном учреждении созданы собственные информационные ресурсы: сайт, электронная почта; имеются электронные картотеки по определенным тематикам (музыка, краеведение, изобразительная деятельность и др.).

Для проведения исследовательской деятельности в каждой возрастной группе оборудованы зоны для развития познавательных способностей дошкольников.

Практические занятия также проводятся в выше перечисленных студийных помещениях.

Дети-инвалиды и дети с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в кабинетах  оборудованием.

В МБДОУ «Детский сад «Винни-Пух» в методическом кабинете оборудована библиотека с методической, научной и периодической литературой. В каждой возрастной группе оборудованы зоны для развития познавательно-художественных способностей ребенка, где представлена разнообразная детская литература.

В студии «Весёлая азбука» оборудована большая детская библиотека с книжным фондом более 500 изданий отечественных и зарубежных писателей, чьё творчество входит в круг детского чтения.

Дети-инвалиды и дети с ОВЗ могут пользоваться библиотекой на общих основаниях.

В детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей.

В каждой возрастной группе оборудованы специальные зоны для физического развития детей.

Физкультурный зал обеспечен необходимым современным оборудованием для проведения физкультурных занятий. Имеются, в количестве, рассчитанном по числу детей в группах: мячи разных размеров, обручи, коврики, палки, флажки, кубики, кегли, ленточки, нетрадиционное оборудование и материалы и т.д. Зал обеспечен лавочками, лестницами.

При организации образовательной двигательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, сухой бассейн, объемная змейка, релаксационное оборудование. Имеется оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.

Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.

Также на территории детского сада имеется физкультурная площадка для занятий на воздухе.

Для организации воспитательно-образовательной работы в учреждении есть все необходимое в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Имеющиеся в ДОУ средства обучения:

  • печатные (учебно-методическая литература, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
  • электронные образовательные ресурсы (мультимедийные, энциклопедии и т.п.);
  • аудиовизуальные (слайдовые презентации);
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
  • спортивное оборудование и т.п.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы, но и при проведении режимных моментов.

Развивающая предметно — пространственная среда групп содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.

Средства обучения и воспитания по направлениям развития

Технические средства обучения

  • ноутбуки в каждой группе
  • синтезатор
  • музыкальный центр
  • телевизоры (в холле и в каждой группе второго этажа)
  • магнитофоны
  • микрофоны
  • цифровой фотоаппарат
  • компьютеры
  • моноблоки
  • интерактивные доски
  • интерактивный стол
  • интерактивная песочница
  • интерактивный логопедический центр

Вспомогательные технические средства:

  • Цифровой видеопроектор
  • Экран

Носители информации:

  • Тематические презентации
  • Цифровые музыкальные аудиозаписи
  • Фонотека, видеотека

Физическое развитие

  • Обручи пластмассовые
  • Палки пластмассовые гимнастические
  • Мячи разного диаметра
  • Лесенки гимнастические
  • Набор кеглей
  • Дуги для подлезания
  • Коврики массажные
  • Корригирующая дорожка
  • Скамейки для ходьбы
  • Щиты для бросания
  • Кольцеброс
  • Мешочки для метания
  • Скакалки детские
  • Шнуры
  • Канат для перетягивания
  • Флажки разноцветные
  • Ленты
  • Маты
  • Наборы предметных и сюжетных карточек, плакаты, схемы

Познавательное развитие

  • Макеты «Государственных символов России», глобуса
  • Географические карты, атласы, хрестоматии
  • Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
  • Учебные приборы (микроскоп, песочные часы, компас и др).
  • Наборы тематических предметных карточек «Посуда», «Овощи», «Деревья», «Животные», «Птицы», «Мебель», «Бытовые приборы», «Растения», «Грибы», «Ягоды», «Одежда», «Насекомые», «Земноводные» и др.
  • Серия демонстрационных сюжетных тематических картин «Дикие Животные», «Домашние животные» «Мир животных», «Домашние птицы», «Птицы», «Времена года» и др.
  • Природный и бросовый материал
  • Дидактические игры, шнуровки различного уровня сложности,
  • Наборы счетного материала, счетные палочки, комплекты цифр и букв на магнитах, наборы плоскостных геометрических фигур, наборы раздаточного математического оборудования.
  • Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм, дидактические игры «Цвет», «Форма», «Фигуры».
  • Муляжи фруктов и овощей, лупы, материалы для экспериментов
  • Лэпбук «Берегите природу»
  • Картотеки опытов, экологических игр

Речевое развитие

  • Стимульный материал
  • Наборы предметных карточек по темам
  • Набор сюжетных карточек по темам
  • Набор сюжетных картин по темам
  • Предметные игрушки-персонажи
  • Комплекты детских книг по темам
  • Методическая литература (рабочие тетради, хрестоматии и др).
  • Иллюстрации к детской художественной литературе
  • Настольные дидактические игры
  • Магнитная азбука
  • Картотеки («Пальчиковая гимнастика», «Артикуляционная гимнастика»)

Социально — коммуникативное развитие

  • Грузовые, легковые автомобили, игрушки (куклы в одежде, куклы-младенцы, одежда для кукол).
  • Комплекты костюмов театрализованной деятельности
  • Шапочки для театрализованной деятельности
  • Ширма для кукольного театра
  • Куклы-бибабо, пальчиковый театр, плоскостной театр
  • Наборы демонстрационных картин «Правила дорожного движения», «Правила пожарной безопасности», «Профессии» и др.
  • Наборы предметных карточек
  • Дидактические пособия, печатные пособия (картины, плакаты).
  • Наборы игрушечной посуды.
  • Наборы парикмахера.
  • Наборы медицинских игровых принадлежностей.
  • Игровой модуль «Кухня».
  • Игровой модуль «Парикмахерская».
  • Оборудование для трудовой деятельности (в помещении, в природе)

Художественно-эстетическое развитие

  • Магнитная доска
  • Мольберт
  • Изделия народных промыслов
  • Тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования
  • Бумага для рисования
  • Стаканчики
  • Трафареты
  • Кисочки
  • Карандаши простые, цветные
  • Мелки восковые
  • Бумага цветная
  • Картон цветной, белый
  • Палитры
  • Пластилин
  • Доска для работы с пластилином
  • Комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями
  • Набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, барабан, погремушки)
  • Металлофон
  • Игрушки-персонажи
  • Флажки разноцветные
  • Наборы конструкторов (деревянные, металлические, магнитные и др.).

Дети-инвалиды и дети с ОВЗ могут пользоваться всем представленным оборудованием на общих основаниях.

В дошкольной образовательной организации обеспечивается доступ педагогических работников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.

Порядок доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности

Самостоятельный доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не осуществляется.

Использование электронных образовательных ресурсов ведётся под руководством педагогов.

Электронные образовательные ресурсы (учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства) являются неотъемлемой частью современной системы образования. Для повышения качества педагогического процесса используются следующие электронные образовательные ресурсы, к которым под руководством педагогов обеспечивается доступ обучающихся:

·мультимедийные презентации

·обучающие фильмы

·звуковые файлы

·программное обеспечение интерактивных досок

·программное обеспечение программы дополнительного образования «Робототехника».

Детский сад имеет свой сайт, электронную почту. Официальный сайт дошкольного учреждения  имеет версию для слабовидящих.

Оборудованы автоматизированные рабочие места: заведующего, заместителя заведующего, делопроизводителя, старшего воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателей. Все педагоги учреждения имеют доступ к сети Интернет. В музыкальном  зале, методическом кабинете имеется интерактивное оборудование с методическим обеспечением.

Доступ к электронным образовательным ресурсам обучающимся, в т.ч. детям с ОВЗ и инвалидам, предусмотрен.

Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы

нет

Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы 

Электронные образовательные ресурсы:
— http://www.kindereducation.com – электронный журнал для детей и родителей «Дошколёнок»,
— http://www.multirussia.ru/ — сайт «МУЛЬТИ-РОССИЯ»,
 http://klepa.ru/ — детский портал «Клепа»

Президент детям  http://www.uznai-prezidenta.ru

Дети Онлайн  http://detionline.com/helpline/about

Дети ГИБДД   http://deti.gibdd.ru

Дети МЧС http://www.spas-extreme.ru

Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В детском саду создана безбарьерная среда.

Доступная среда начинается от входа в здание. Оборудован удобный пандус. На входной двери установлена кнопка вызова персонала для оказания помощи мало мобильным группам населения, а так же установлены световые маяки, предназначенные для безопасного движения инвалидов. Коридоры и холлы детского сада оборудованы специальной тактильной плиткой. Информационные таблички с названием учреждения, а также схемы эвакуации продублированы шрифтом Брайля.

В групповых помещениях обеспечен свободный доступ детей к играм и игрушкам.

В детском саду  имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи).

В детском саду для проведения коррекционно-развивающей  работы  с детьми с ОВЗ и инвалидов оборудованы помещения:  кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда. В группах создана развивающая предметно — пространственная среда с учетом потребностей детей с ОВЗ и инвалидов.

Кабинет учителя-логопеда содержит:

— интерактивный логопедический комплекс

— материалы и игры по темам

— зеркало с лампой дополнительного оснащения

— комплект зондов для постановки звуков

— дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания

— картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков

— логопедические альбомы для обследования

— предметные и сюжетные картинки по лексическим темам

— настольно-печатные дидактические игры

— алгоритмы, схемы, мнемотаблицы

— методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.

Дети инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.